Как проходит консультация у психолога?

С одной стороны всё довольно просто, ничего сверхъестественного: пришёл, поговорил, поконсультировался, получил ответы на свои вопросы, получил рекомендации, ушёл. С другой – есть ряд негласных правил, соблюдение которых ощутимо повышает эффективность консультационного процесса.

Желательное поведение психолога

Кроме таких базовых вещей как разумная клиенториентированность (вежливость, доброжелательность и т.д.) в ходе любой консультации психологу целесообразно придерживаться чёткой структуры. У большинства консультаций должно быть минимум три этапа:

Начальный этап, в ходе которого Клиент и психолог знакомятся друг с другом, при этом психологу необходимо понять суть затруднений Клиента. Психолог должен как можно подробнее выяснить, что беспокоит Клиента. Следует обратить внимание не "прыгает" ли специалист с темы на тему, не спешит ли с выводами.

Середину консультации представляет этап формулирования рабочих гипотез и первичное воздействие. Определившись с сутью затруднений Клиента, хороший психолог будет стараться углубиться в их причины. На этом этапе можно услышать от психолога что-то подобное: "Могу я предположить, что Вы недовольны..., потому что...". Это и есть рабочая гипотеза, чем больше она наполнена деталями, тем лучше – явное свидетельство того, что психолог разобрался в вопросе и точно понял суть состояния Клиента. Кроме того, здесь, в отличие от начала консультации, желательно затронуть несколько связанных с затруднением тем. Это гарантирует, что в дальнейшей работе Клиент и психолог рассмотрят максимум факторов, не упуская важные моменты. На этом же этапе (иногда также в процессе завершения консультации) осуществляется психолого-коррекционное воздействие. Оно не всегда очевидно, в то же время, если Клиент в середине консультации понял, что его осознание затруднений изменилось, понял, почувствовал что-то новое – значит воздействие имело место быть и Клиент точно пришёл не зря.

Завершение консультации. Здесь психолог должен подвести краткое резюме относительно того, как прошла встреча, и, главное, озвучить следующий шаг совместной с Клиентом работы: дать "домашнее задание", рассказать, что планируется делать на следующей консультации и т.п. Кроме того, на этом этапе психолог запрашивает у Клиента обратную связь: "Как Вы оцениваете результат нашей сегодняшней встречи?"

Желательное поведение Клиента

Важно понимать, что задача максимально результативно использовать консультационное время "лежит" не только на плечах психолога, но и плечах Клиента. Психолог - это инструмент решения важной для Клиента задачи, необходимо умело этот инструмент применить. Как же себя вести?

Не все мы и не всегда умеем принимать помощь, поддержку. Нередко мы закрываемся от искреннего желания других нам помочь. Такое сопротивление является естественной реакцией нашей психики, её стремлением сохранить свою целостность ("гомеостаз"). Клиенту желательно постараться преодолеть это сопротивление, сказать о своих чувствах психологу.

При посещении психолога, особенно в первый раз, у некоторых может возникать волнение. Спектр красок этого волнения различен: кто-то переживает, что его примут за "психически больного"; кто-то опасается быть слишком открытым; для кого-то – это радостное волнение от того, что он пробует нечто новое. Важно другое: такого рода волнение естественно. Клиенту незачем стесняться, нет смысла суетиться. Попав в кабинет психолога, Клиент может спокойно изучить обстановку, пройтись, осмотреть картины, сувениры, ознакомиться с дипломами, сертификатами, выбрать место, где ему будет комфортно. Можно попробовать посидеть в одном кресле, в другом, на диване/кушетке; у окна, вдалеке от окна и т.д. Хороший психолог даст Клиенту для всего этого и время, и возможность.

В процессе общения с психологом Клиенту разумно придерживаться следующих принципов:
  • Активность и вовлеченность. Заинтересованность в решении затруднения является залогом успеха. Клиенту важно участвовать в беседе, выполнять рекомендации и "домашние задания".
  • Искренность, открытость, честность и доверие. Без достоверной информации о жизни Клиента психолог не сможет сформулировать верное представление о ситуации, подобрать адекватную событиям методику работы. Отсутствие доверия помешает Клиенту выполнить рекомендации психолога.
  • Клиенту разумно избегать завышенных ожиданий. Затруднение появилось не сразу, оно могло формироваться неделями, месяцами, годами и десятилетиями. За 5 минут решить сложность с богатой историей - невозможно. Психологу необходимо время для того, чтобы разобраться в ситуации, сделать верные выводы, подобрать методы работы.
  • Разумно избегать сравнения психолога с кем-либо из окружения Клиента. Если возникло подобное ощущение, тем более, если Клиент почувствовал к психологу чрезмерную симпатию, задумался о более тесных отношениях – лучше сообщить об этом специалисту.

Технические моменты

Большинство консультаций, как уже отмечалось выше, имеют структуру. В самом начале консультации "идеальный Клиент" занимает максимально активную позицию, к окончанию консультации максимальную активность проявляет уже специалист. В то же время, кроме структуры, желательных правил поведения Клиента и психолога есть ещё и техника консультирования.

С организационной точки зрения консультации могут:
  • проходить в виде особым образом структурированной беседы (большинство консультаций на начальном этапе проходит именно так);
  • включать в себя различные психологические упражнения, элементы игры;
  • включать в себя элементы психодиагностики (например, тестирование);
  • состоять из телесно-ориентированных практик (своеобразная "психологическая физкультура") и т.д.
Применяемые в ходе консультации методики делятся в основном на:
  • стандартизированные - экспериментально выверенные, обоснованные в процессе научного исследования способы диагностики и изменения психического состояния;
  • проективные - "нестандартные" способы психолого-коррекционного воздействия, предполагающие максимальную свободу выражения психического состояния Клиента здесь и сейчас (ролевые игры, арт-терапия и т.д.)
Как видите одна консультация может очень сильно отличаться от другой. Клиенту может быть предложен классический вариант спокойной беседы, с другой стороны - Клиента может увлечь игра с песком, красками или исследование ассоциативных рядов.

Дистанционное консультирование

On-line консультирование - это распространённое сегодня явление, многие on-line специалисты действительно оказывают своим Клиентам реальную поддержку, добиваются реальных результатов. Моя собственная практика подтверждает возможность результативной работы именно в дистанционном формате.

On-line консультация - это выход, когда:
  • Клиент находится далеко, но хотел бы обратиться именно к конкретному специалисту, с которым он уже работал в очном формате;
  • Клиенту сложно выходить в социум, что не позволяет добраться до кабинета психолога;
  • Есть веские, уважительные причины, но консультация необходима именно сейчас (болеет маленький ребенок, которого не с кем оставить; травма; инвалидность).
Подробных (надёжных, валидных) исследований, сравнивающих дистанционный и очный формат консультирования нет. Таким образом, отсутствуют какие-либо основания считать, что результативность дистанционной консультации отличается от результативности очной. В то же время большинство существующих на сегодня научных методов психологического консультирования разрабатывалось для применения именно в очном формате, поэтому дистанционная работа нередко критикуется и связывается с рядом минусов:
  • отсутствие невербального контакта (язык тела), т.е. теряется важная составляющая общения;
  • отсутствие специальной атмосферы, которая создается психологом в кабинете;
  • присутствие в обычном окружении Клиента т.н. "якорей" (предметы, обстановка), которые фиксируют затруднение, усложняя и замедляя процесс отработки затруднения;
  • сниженная мотивация Клиента, вызванная чрезмерно комфортной (домашней) обстановкой;
  • сложности в дистанционной реализации многих зарекомендовавших себя психолого-коррекционных техник.
Многие специалисты в принципе разграничивают очное и дистанционное консультирование, рассматривая их как отдельные, самостоятельные, разные виды деятельности, у которых, соответственно, разные цели, задачи и методы. Я склонен считать, что дистанционную консультацию следует выбирать тогда, когда вопрос стоит ребром: или дистанционная консультация, или вообще никакой консультации. Иными словами при наличии возможности посетить психолога очно - лучше всего так и сделать.

Резюме

У Клиента всегда есть возможность выбрать удобный формат сотрудничества с психологом. Большинство консультаций не требуют от Клиента каких-либо специальных знаний, навыков или умений, проходят в доброжелательной и комфортной обстановке. В то же время следует помнить, что пассивное поведение Клиента редко обеспечивает результат.

Желаю Вам душевного благополучия!

Понравилась статья? Делитесь!


Семейный и личный психолог
Виталий Сергеевич Панькин
ОГРНИП 318745600161864
Материалы сайта не являются офертой, если явно не указано иное
Статьи носят рекомендательный характер
Челябинск
2019