Показания для обращения к психологу

Обращение к психологу целесообразно, если:
  • У Клиента есть запрос или он готов к работе по формулировке запроса
  • Клиент столкнулся с затруднениями, но при этом он психически здоров
  • Клиент готов довериться специалисту

Запрос к психологу

Широко распространено мнение о том, что психолог - это "человек, решающий проблемы", и "обращаться к нему следует тогда, когда сам не можешь решить свои проблемы". Давайте представим: в ходе консультации супружеской пары выяснилось, что одной из ключевых проблем во взаимоотношениях является качество секса. Можно ли всерьёз представлять себе ситуацию, когда психолог станет "решать" подобную "проблему" вместо одного из супругов? Иной пример: жалоба на отсутствие друзей. Может ли психолог достать друга из кармана и подарить его Клиенту?

В реальности обращение к психологу вовсе не означает отказ от самостоятельного решения того или иного затруднения. Напротив, уровень самостоятельности Клиента здесь лишь возрастает, поскольку психолог - это ресурс (инструмент, консультант), которым нужно научиться правильно пользоваться.

Люди обращаются к психологу ради выгод комплексного подхода, ведь, чаще всего, только с психологом удаётся:
  • системно диагностировать реальное психическое состояние, сформулировать истинные желания и потребности;
  • подобрать наиболее конструктивный (созидательный, без побочных эффектов) способ решения проблемы;
  • подобрать наиболее оптимальный способ (без хождения по кругу и лишних трат ресурсов);
  • избежать репутационных рисков среди своего окружения, сохранить конфиденциальность глубоко личных сведений;
  • получить стабильный и долгосрочный результат, выражающийся в полном устранении причин, вызывающих сложности.
Другими словами, глобальная задача психологического консультирования - это содействие Клиенту в наработке навыка наиболее конструктивными и оптимальными способами самостоятельно поддерживать желаемый уровень психологического комфорта в долгосрочной перспективе.

На практике важно, прежде всего, то, насколько близка формулируемая Клиентом цель к той глобальной задаче, что обозначена выше. Так, обращающийся к психологу человек может быть не готов самостоятельно "взглянуть в лицо" своей проблеме; может желать сиюминутного облегчения и не задумываться о будущем; может быть склонным использовать деструктивные способы повышения своего комфорта (например, желание "слить" на кого-то свой "негатив"). Всё это примеры нецелевых обращений, по факту находящиеся вне зоны ответственности психолога. Конечно же специалист может (ради денег, славы или еще чего-то) принять в работу и такие случаи, заняться удовлетворением капризов Клиента, однако, к психологическому консультированию это будет иметь минимальное отношение.

Совершенной иной становится ситуация, когда у Клиента, действительно, есть запрос - т.е. ответ Клиента на вопрос "Какого результата Вы хотите добиться?" сопоставим по содержанию с глобальной задачей. Здесь возможно получение реальных результатов:
  • Снятие симптомов. Психолог оказывает эмоциональную поддержку - Клиент достигает такого уровня комфорта, в рамках которого появляется возможность анализировать причины дискомфорта и возможность двигаться к решению проблемы.
  • Решение проблемы. Обычно следует за снятием симптомов и предполагает подробный анализ затруднительных ситуаций, выработку рекомендаций по выходу из затруднений.
  • Качественные преобразования. Личностный рост, нацеленный на профилактику возникновения "проблем".

Психическое здоровье

Здоровый человек:
  • Осознает и ощущает себя единым целым как психически, так и физически ("Я - это и мои мысли, и эмоции, и тело").
  • Имеет однотипные переживания в однотипных ситуациях (отсутствует кардинальное отличие реакций в одних и тех же ситуациях).
  • Критично относится к себе, может время от времени сомневаться в правильности своих мыслей, эмоций, поступков.
  • Адекватен - сопоставляет свою реакцию на обстоятельства с силой, частотой внешних раздражителей.
  • Может в большинстве ситуаций управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
  • Стремится планировать свою жизнь хотя бы в общих чертах, пробует осуществлять планы.
  • Может в большинстве ситуаций менять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Другими словами разница между психологическим затруднением и психическим нездоровьем пролегает в том, целостно ли у человека ощущение самого себя, присутствует ли потенциал к переменам, когда они необходимы (адаптация). Так, здоровый человек в ряде ситуаций может терять контроль над своими эмоциями, в то же время - при наработке соответствующего навыка - контроль возникает. В случае психического нездоровья способность (потенциал) к управлению собой утрачен, попытки обучиться каким-либо навыкам без врачебной помощи здесь, чаще всего, дают очень слабый результат. Очевидно также и то, что психолог не может устранить органические (физические) повреждения нервной системы.

Психическое нездоровье требует лечения, осуществлять которое может только врач (психиатр, психотерапевт). Перечень психических болезней известен, чётко определён в Международном классификаторе болезней. Психолог может помогать врачу, если пациент находится в пограничном между здоровьем и нездоровьем состоянии (например, легкие и средние формы депрессии, психосоматические расстройства), но самостоятельно психолог вправе работать только с психически здоровыми людьми.

Из сказанного очевидно, что мысль: "Раз, я иду к психологу, значит, я - псих" - не более, чем миф. Всё как раз наоборот: только психически здоровый человек способен осознать наличие психологического затруднения, заняться его устранением, обратиться за помощью. Кроме этого, именно работа с психологом является профилактикой, снижающей риск возникновения психических расстройств.

Доверие к специалисту

Вряд ли человек обратится к психологу, не имея готовности предоставить специалисту некий кредит доверия. Вопрос здесь больше в том, каким является оптимальный "размер" такого кредита. В большинстве случаев - это 3-4 консультации. Объясняется такой срок динамикой ощущений Клиента, чаще всего можно наблюдать следующую закономерность:

После 1-2 консультации Клиент приобретает новое для себя осознание той проблемы, ради которой он обратился к психологу. Такое осознание может провоцировать страх перед предстоящими переменами, что, в свою очередь, может временно ухудшать состояние Клиента. Это нормальная, естественная реакция психики. Кроме того, крайне редко в рамках первой консультации психолог успевает осуществить некое коррекционное воздействие, ведь специалисту также нужно время для ознакомления с Клиентом и обстоятельствами его жизни. Примерно к 3-4 консультации состояние стабилизируется, уровень комфорта начинает расти как за счёт "привыкания" Клиента к факту работы с психологом, так и за счёт совершаемых психологом воздействий на Клиента. Важно помнить, что у каждого человека работа с психологом протекает по индивидуальной схеме (в зависимости от сложности запроса) - проявление неприятных ощущений может отсутствовать, может прийти и уйти в рамках первой консультации, а может длиться несколько дольше среднего.

Отдельным моментом в разговоре о доверии стоит отметить отсутствие у Клиента базового доверия к миру, которое распространяется в т.ч. и на работу с психологом. Ситуация, когда человек не готов доверять вообще никому, кроме самого себя (а иногда даже себе) - это не что иное как готовый запрос к психологу. Для такого человека вопрос как рационального, так и эмоционального выбора специалиста - колоссальное испытание. Оценка профессионализма зачастую очень субъективна, интуитивна, лишена какой-либо аргументации. Основной рекомендацией здесь является необходимость в самом начале побороть себя, сделать первый шаг - дойти до специалиста. Второй шаг - не убегать от того специалиста, с которым начата работа. Просто потому, что такой побег зачастую обусловлен не качеством работы психолога, а начальным состоянием Клиента. Совершив побег, такой человек повторит его со вторым, третьим и т.д. специалистом. Важно преодолеть первичное желание убежать и постепенно пробовать строить доверительные отношения с психологом, учиться доверять другим как раз на примере отношений с психологом, даже если это вызывает дискомфорт.

Кроме сказанного выше важным компонентом доверия является умение Клиента принимать помощь. Нередко в нашей жизни возникают ситуации, когда мы хотим слышать лишь то, что кажется нам приятным. Нередко мы в ультимативной, категоричной форме отвергаем те или иные рекомендации лишь потому, что они кажутся нам очевидными, непродуктивными ("Я итак знаю, что это не сработает"). Важно помнить, что критерием истины является практика - нужно пробовать, нужно не только выговариваться, но и учиться внимательно слушать и слышать мнение специалиста.

Резюме

Работа с психологом показана большинству психически здоровых людей, желающих комплексно и системно проанализировать причины, провоцирующие психологический дискомфорт, который может быть связан как с внутренними переживаниями, так и со сложными обстоятельствами в различных сферах жизни. Тем, кто хочет найти и применять на практике конструктивные и оптимальные способы повышения психологического комфорта в течение длительного времени. Психолог может оказать краткосрочную поддержку, снимая неприятные симптомы, формируя стимул для дальнейшего самостоятельного движения Клиента. Психолог может быть полезен как в среднесрочной перспективе (решение конкретной проблемы), так и оказывать долгосрочную поддержку, помогая Клиенту осуществлять качественный личностный рост. При этом, важным условием результативной работы с психологом является готовность Клиента предоставить специалисту достаточный по объёму кредит доверия.

Желаю Вам душевного благополучия!

Понравилась статья? Делитесь!


Семейный и личный психолог
Виталий Сергеевич Панькин
ОГРНИП 318745600161864
Материалы сайта не являются офертой, если явно не указано иное
Статьи носят рекомендательный характер
Челябинск
2019